Закон об экологической экспертизе с комментариями

Основные положения 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” и последние важные изменения

Закон об экологической экспертизе с комментариями

Неблагополучное состояние окружающей среды заставляет законодателей повторно возвращаться к проблемам экологии. Действующие в России природоохранные законы дополняет 174 ФЗ, посвященный экологической экспертизе.  Последняя редакция закона была подписана президентом 2 августа 2021 г.

Обстоятельства появления новой редакции закона

Новый федеральный закон касается вопросов экологической проверки намеченных к строительству объектов (ФЗ 174). Он был утвержден президентом Ельциным в 1995 году. Закон постоянно находился под прицелом критики общественности.

За 20-лет с момента издания, он перестал отвечать предназначению, оброс дополнениями и изменениями. Возмущение вызывали слишком поздние сроки разработки заключений.

Результаты их появлялись только тогда, когда документация была уже утверждена, а само строительство велось полным ходом.

В 2021 году Минприроды разработало ФЗ-174, его последнюю редакцию. Профильные министерства правительства достаточно долго затягивали его согласование, но наконец 02.08.

2021 он был принят с изменениями и подписан президентом Путиным. Последний вариант 174-го ФЗ выдерживать более ускоренные сроки прохождения проверочной процедуры.

Отдельные параграфы документа посвящены подготовке экспертных заключений на объекты строительства особых экономических зон РФ.

Основные положения ФЗ

ФЗ изложено в десяти главах:

  1. (ст. 1-4) посвящена общим положениям. Здесь дается определение экологической экспертизы, рассматриваются связанные с ней основы существующего законодательства, основные принципы и виды;
  2. (ст. 5-9) определяет круг полномочий президента, других структур государственной власти. Закон РФ предусматривает передачу властных полномочий органам власти субъектов рф. Эта глава ФЗ регламентирует полномочия местного самоуправления;
  3. (ст.10-18) рассматривает содержание государственных экспертиз. Закон определяет круг объектов строительства (реконструкции)  Российской Федерации, для которых проведение экологического мониторинга считается обязательным. Уделено внимание объектам регионального уровня. Отдельные статьи посвящены регламенту Госэкспертиз, созданию экспертных групп, определению самого понятия эксперта. Расписаны полномочия руководителя комиссии и содержание итогового заключения;
  4. (ст. 19-25) раскрывает права граждан и общественных организаций РФ, в части инициирования собственных экологических проверок. Объясняется понятие общественной экспертизы, уточняются категории объектов, порядок, условия их проведения. Отдельная статья определяет случаи, когда возможен отказ государственной регистрации общественной экспертизы;
  5. (ст 26-27) определяет права и обязанности застройщиков, заинтересованных в экспертной проверке документации;
  6. (ст.28-29) раскрывает возможные источники финансирования и расчетов за работу специалистов государственной и общественной экспертных групп;
  7. (ст 30-34) посвящена ответственности за нарушения природоохранного законодательства. В ней перечислены основные нарушения, обозначены случаи уголовной, административной, материальной, гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц;
  8. (ст. 35) касалась разрешения спорных вопросов, но утратила силу, после выхода ФЗ-122 в 2004 г;
  9. (ст. 36) посвящена признанию приоритета международных договоров, в случае разночтений 174-го ФЗ и международных договоров, заключенных РФ;
  10. (ст. 36-37) заключительного характера.

Виды экологической экспертизы

Подтвердить или оспорить соответствие строительного проекта существующим природоохранным нормам возможно двумя способами. Проект должен пройти государственную или общественную экспертную проверку. Иногда общественные организации проверяют проект параллельно, не доверяя вопрос властным структурам. Без положительного заключения экспертов проект с замечаниями направляется на доработку.

Государственная

Новый закон РФ перечисляет случаи, когда государственная экологическая экспертиза необходима при:

  • Заказе технико-экономического обоснования;
  • Создании проектов объектов строительства;
  • Реконструкциях;
  • Технических модернизациях;
  • Ликвидации и консервации производства;
  • Обосновании получения лицензии, предприятию перерабатывающему отходы;
  • Подготовке экологических мероприятий.

Организуется государственная экологическая экспертиза (согласно статьи 10) федеральными представителями исполнительной власти. Они утверждают состав комиссии, проверяющей документацию.

Эксперт должен иметь природоохранное образование, и наработанный стаж эколога, использовать в работе необходимые приборы и инструменты.

Эксперты готовят резюмирующий документ, подтверждающий соответствие проекта природоохранным нормам и одобренный большинством всего списочного состава группы.

В случае не соответствия, руководитель комиссии направляет предписание, о немедленном устранении нарушений в адрес собственника проекта.

Общественная

Общественная экспертиза отличается от государственной независимостью. Статья 20 174-ФЗ подтверждает, что ее проведение может инициироваться:

  • Группами граждан;
  • Общественными организациями;
  • Уполномоченными представителями местного самоуправления.

Единственное ограничение области проведения общественных проверок касается объектов, документация которых считается государственной или коммерческой тайной.

Порядок их проведения

Существующий регламент обычной госэкспертизы требует представления следующих документов:

  • Проектной документации, с оценками негативных факторов воздействия на природную среду результатов деятельности объекта;
  • Положительных заключений (согласований) органов исполнительной власти;
  • Заключений федеральных властных структур;
  • Результатов проведения общественной экспертной группы, если таковая проводилась;
  • Отчетов об обсуждениях проблемных объектов с гражданами и общественными организациями.

Ответственность за несоблюдение ФЗ

Неисполнение закона оборачивается для виновного серьезными неприятностями. Характерными случаями нарушений законодательства считаются:

  • Препятствия ходу проведения экологической проверки;
  • Реализация намерений заказчика, вопреки отрицательному заключению экспертов;
  • Осуществление объектом экологически опасной деятельности. Особенно если она не предусмотрена материалами, представленными заказчиком с целью получения положительного заключения.

Предусмотренная ответственность за нарушения экологических законов должна предостеречь инвесторов от нарушений. При возникновении экологических проблем и резонансных нарушениях, волнующих общественность, наказание может быть суровым:

  • При тяжких экологических последствиях возможна уголовная ответственность. Статья в УК введена ФЗ-96 в 2008 году;
  • При отсутствии состава преступления определяемого нормами УК, виновный привлекается к административной ответственности;
  • При наличии расходов, связанных с возмещением вреда потерпевшей стороне, виновного могут привлечь к материальной ответственности, заставив его по решению суда погасить убытки (ФЗ-202);
  • ФЗ-174 в Ст.34 предусматривает и гражданско-правовую ответственность виновных, в том числе и возмещение морального вреда потерпевшим.

Последние важные изменения в законе

Новый Федеральный Закон отличается от старой редакции способностью ускоренно решать проблемы инвесторов. Существенные изменения коснулись сроков исполнения экологических экспертиз.

Начало работы экспертной комиссии в старой редакции было не позднее месячного срока после оплаты. В последней версии установлен срок две недели, а для важных объектов – 3 дня.

Уплотнились сроки выдачи заключения. Теперь они не могут превышать двух месяцев и только по заявлению заказчика он может быть продлен до трех месяцев.

Старая редакция ФЗ 174 предусматривала полугодовой срок работы экспертной комиссии.

Cleanbin.ru Все права защищены

Источник: https://cleanbin.ru/law/174-fz

Фз «об экологической экспертизе»: последняя редакция

Закон об экологической экспертизе с комментариями

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Современный мир обеспокоен экологической ситуацией в мире.

Человечество понимает, что следует уделять больше внимания вопросам природоохранного контроля и проводить мероприятия по уменьшению степени отрицательного влияния на окружающую среду.

Желание улучшить экологию привело к принятию ФЗ-174 «Об экологической экспертизе». Что регулирует законопроект и какие изменения коснулись его в ходе последней редакции, рассмотрим далее.

Описание закона 174

23 ноября 1995 года вступил в силу Федеральный закон 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Законопроект регламентирует проводимые мероприятия по природоохранному контролю для предотвращения неблагоприятного влияния на окружающую среду для улучшения уровня жизни граждан РФ.

Закон состоит из 10 глав и 38 статей:

  • общие положения, дающие читателю понятие о значении термина «экологическая экспертиза», о ее видах и принципах (ст. 1-4);
  • обязанности главы государства РФ, органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 5-9);
  • государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Дает определение термину «гос экологическая экспертиза», перечисляет объекты ГЭЭ федерального и регионального уровня, определяет порядок осуществления процедуры (ст. 10-18);
  • права граждан и общественных объединений. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). Глава дает определение термину ОЭЭ, описывает объекты, порядок и условия осуществления данного типа экспертизы (ст. 19-25);
  • полномочия и круг обязанностей заказчиков документации, которые подлежат природоохранной проверке (ст. 26-27);
  • материальное обеспечение ОЭЭ и ГЭЭ (ст. 28-29);
  • виды ответственности за нарушение действующего ФЗ — уголовная, административная, материальная и гражданско-правовая (ст. 30-34);
  • решение споров. Однако глава состояла из одной статьи 35, которая утратила правовую силу;
  • интернациональные соглашения РФ (ст. 36);
  • заключительные положения (ст. 37-38).

Статьи 7-8, 13, 35 и 38 закона про экологическую экспертизу утратили правовую силу.

Последняя редакция настоящего закона произошла 29 декабря 2015 года, изменения и дополнения вступили в силу в тот же день, а другие вступят только 1-го января 2021 года.

Скачать ФЗ-174 «Об экологической экспертизе»

По действующему Федеральному закону осуществляется два вида экологической экспертизы — государственная и общественная. В первом случае она проводится Росприроднадзором и правительственным органом субъектов.

Во втором случае осуществляется самостоятельно гражданами и различными общественными организациями, а также органами местного самоуправления.

Целью в обоих случаях является охрана окружающей среды и улучшение условий для проживания граждан.

Скачать ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» в действующей редакции можно по ссылке.

Последние изменения, внесенные в закон про экологическую экспертизу

Корректировки в действующих положениях закона последний раз производились 29 декабря 2015 года. Однако некоторые изменения вступят в силу только в январе 2021 года.

Ознакомьтесь  Закон “О правовом положении иностранных граждан в России”

В статье 11 согласно ФЗ «О гос экологической экспертизе» перечисляются объекты ГЭЭ общефедерального уровня. Изменениям подвергся пункт 4-ый.

В нем значится, что к объектам гос экологической экспертизы на общефедеральном уровне относятся материалы обоснования лицензий на выполнение определенных работ, которые наносят вред окружающей среде согласно ФЗ «Об использовании атомной энергии». К другим объектам относятся:

  • технические проекты и методические документы в сфере охраны природы;
  • проекты договоров о разделе продукции;
  • проекты по строительству и использованию объектов хоздеятельности, оказывающие влияние на природу;
  • проекты исследования территорий РФ для придания им статуса государственного природного заповедника или области экологического бедствия и т. д.;
  • документы, дающие объяснение смене статуса «государственный природный заповедник» на «национальный парк»;
  • план отмены ведения горных работ с применением отходов производства IV и V уровня опасности;
  • и т. д.

Вследствие последней редакции утратил правовую силу пункт 3-й в статье 12. Действующая статья перечисляет в свою очередь объекты ГЭЭ общерегионального уровня. Государственная экологическая экспертиза осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. К объектам такого типа относятся:

  • проекты документов, определяющие общие принципы, характеристики и итоги некоторых видов деятельности по охране природы;
  • план строительства и использования объектов хоздеятельности;
  • материалы для обоснования наделения территорий статусом «особо охраняемые природные территории общерегионального значения»;
  • проектная документация объектов — строительство и преобразование будет осуществляться на охраняемых территориях местного и общерегионального значения;
  • и т. д.;

1-го января 2021 года вступят в законную силу дополнения, внесенные в статью 11 закона про экологическую экспертизу. Она будет дополнена подпунктами 7.5 и 7.6 в пункте 7 существующей статьи. Напомним, что в вышеуказанной статье речь идет об объектах ГЭЭ общефедерального уровня.

Согласно подпункту 7.5 к такому роду объектов относят — проектные материалы объектов незавершенного строительства, которые относятся к сфере защиты окружающей среды к объектам первой категории. Исключением является вхождение проектных документов в состав материалов обоснования лицензий, согласно пп.4 ст.11.

Подпункт 7.6 относит к объектам ГЭЭ общефедерального уровня — документацию подтверждения совокупного природоохранного разрешения, согласно ФЗ-7 «Об охране окружающей среды».

Это допустимо при следующем обстоятельстве, если вышеуказанная документация не содержит сведения о существовании положительного заключения государственной экологической экспертизы, которая была осуществлена по отношению к объектам, описанным в пп.7.5 ст.11.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://210fz.ru/174-fz-ob-ekologicheskoj-ekspertize/

174 ФЗ «Об экологической экспертизе» с последними изменениями

Закон об экологической экспертизе с комментариями
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Экологической экспертизой является анализ проектной документации на соответствие экологическим стандартам, установленным законодательством об охране окружающей среды. Проверка осуществляется перед началом реализации проекта. Правила и требования к её проведению устанавливаются законом № 174-ФЗ.

Общие сведения

Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” был принят государственной Думой в третьем чтении 19 июля 1995 года и одобрен Советом Федерации 15 ноября того же года. Законодательный акт был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 23 ноября 1995 года.

ФЗ-174 направлен на своевременное предотвращение негативного воздействия на окружающую среду посредством проверки документации проектов планируемой деятельности, которые должны отвечать экологическим стандартам и требованиям. Настоящий закон нацелен на соблюдение, установленного конституцией, права граждан на здоровую окружающую среду.

Законодательство об экологической экспертизе состоит из 38 статей и 10 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет сферу действия закона и виды экологической экспертизы;
  • Глава 2 предусматривает полномочия президента Российской Федерации, а также органов государственной и местной власти в области проведении анализа на соответствие природоохранным стандартам;
  • Глава 3 устанавливает порядок проведения государственной природоохранной экспертизы;
  • Глава 4 предусматривает особенности общественной экологической экспертизы, а также права граждан и организаций во время её проведения;
  • Глава 5 устанавливает права и обязанности лиц, которые заказывают проведения природосберегающего исследования документации проекта;
  • Глава 6 утверждает правила финансирования экспертизы;
  • Глава 7 описывает ответственность за нарушение положений настоящего законодательства;
  • Глава 8 определяет особенности решения спорных вопросов;
  • Глава 9 предусматривает особенности взаимодействия законодательства об экологической экспертизе с международными договорами Российской Федерации;
  • Глава 10 содержит заключительные положения, описывающие порядок вступления закона в силу.

Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • любая деятельность изначально считается потенциально опасной;
  • природоохранная экспертиза является обязательной для принятия решения о реализации проекта;
  • комплексный анализ воздействия деятельности на окружающую среду;
  • соблюдение требований экологической безопасности;
  • полнота и достоверность сведений, которые предоставляются для исследования;
  • независимость экспертов;
  • объективность, правомерность и научная обоснованность результатов природоохранной проверки;
  • ответственность участников и организаторов за осуществление экспертизы;
  • огласка информации о влиянии на экологию и учёт общественного мнения.

В соответствии с ФЗ-174, осуществляются два вида природоохранной проверки: государственная и общественная.

Первая осуществляется федеральными органами в области экологии, а вторая проводится по инициативе граждан и общественных организаций, которые уполномочены на соблюдение благосостояния окружающей среды.

Уклонение от проверки и предоставление заведомо ложной информации уполномоченной комиссии является нарушением настоящего законодательства, что приводит к ответственности согласно главе 7 настоящего законодательства.

Последние изменения, внесенные в 174 ФЗ

В ходе последних поправок ФЗ-174 от 28 декабря 2021 года была изменена статья 14, предусматривающая особенности проведения экологической госэкспертизы. Данная статья состоит из следующих положений:

  • Природоохранная проверка проектной документации намечаемой деятельности осуществляется при соответствии формы и содержания, а также содержащихся материалов в следующих документах, которые предоставляются заказчиком:
    • документы об оценке влияния на окружающую среду анализируемого вида деятельности;
    • заключения государственных и местных органов власти;
    • заключения федеральной и общественной экоэкспертизы;
    • данные об обсуждении объекта или деятельности с гражданами и общественными организациями.
  • Экологическая экспертиза проводится только после полной оплаты заказчиком и получения проверяющими органами всех необходимых документов.
  • Дата начала природоохранного анализа устанавливается в течение 15 дней с момента получения оплаты и требуемых бумаг, а её длительность составляет не более 3 месяцев.
  • Государственная экоэкспертиза осуществляется специальной комиссией, которая формируется исполнительным органом в сфере соблюдения экологических стандартов и представителями местного самоуправления.

Повторная экспертиза проводится только при постановлении судебных инстанций.

Скачать закон об экологической экспертизе

Источник: https://lawlinks.ru/174-fz-ob-ekologicheskoj-ekspertize/

Адвокат тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: